СТАТЬЯ

Как разместить музыку в кино, сериалах?

С позволения автора, Вашему вниманию пост Ивана Канаева (музыкальный продюсер и композитор канала "Супер",
видео-сервиса "Start.ru" и киностудии "Yellow, Black & White")
Очевидно, сейчас очень подходящее время для артистов, музыкантов, композиторов и продюсеров расширять возможности для распространения и популяризации своего творчества, так что, думаю, многим из вас этот пост может быть полезен. Я занимаюсь производством и поиском музыки в компании, которая создает теле- и кино- продукцию для очень широкой аудитории. Эфирный канал «Супер» (https://superkanal.ru/) в основном состоит из доброго семейного кино («Гранд», «ИП Пирогова», «Родители», «Фитнес»), digital-сервис «Старт» (https://start.ru) производит и драмеди, и триллеры, и детективы, но многие проекты вообще выходят за пределы одного жанра ( «Бывшие», «Содержанки», «Шторм», «257 Причин чтобы жить»), а киностудия «Yellow, Black & White» регулярно выпускает как развлекательные хиты («Кухня», «Последний богатырь», «Холоп», «Отель Белград»), так и драматические социально-ориентированные фильмы («Текст», «Завод», Коллектор»).

Для каждого из этих проектов нужна музыка - самых разных жанров, записанная разными составами исполнителей, со словами и без, и рэп, и джаз, и классика, регулярно, много и по договору лицензии, подразумевающем гонорар, конечно. Средний трек-лист одного сезона комедийного проекта обычно содержит не меньше 50 композиций, которые мы не записываем специально, а покупаем по лицензионному договору. Иногда это большие артисты, которых представляют «киты» музыкальной индустрии, иногда - инди-группа с одним менеджером, который является еще и фотографом / pr-щиком / концертным директором (а, бывает, и всеми сразу) , а иногда - кто-то из списка друзей в соцсетях, пару месяцев назад выложивший в ленте видео, как он дома на гитаре записал на айфон что-то интересное. Раньше мы объявляли «поисковую операцию» только под какой-то конкретный проект, с заранее заданными четкими параметрами отбора, но теперь будем делать это на постоянной основе.
Что дает синхронизация в кино или сериал артисту?
В первую очередь - это дополнительное промо без собственных вложений - не нужно снимать клип, организовывать его продвижение на платформах, привлекать сторонних специалистов по маркетингу для того чтобы вашу песню услышало большее число людей. Из недавних успешных примеров интеграции музыки в наши проекты я могу привести следующие: сборник «OST ИП Пирогова» за первые полгода прослушали 2,5 млн пользователей музыкальных сервисов, Кавер-версия песни «Позови меня с собой» в исполнении Сабины Ахмедовой из сериала «Содержанки» за месяц набрала 2 млн просмотров на Youtube, плейлист сериала «Отель Элеон» на моем канале в YouTube на данный момент собрал более 2,2 млн просмотров, альбом оригинальной музыки Дениса Воронцова и Андрея Дерькова - лидера группы «МАЙТАЙ» для сериала «Бывшие» больше месяца держался в топе "Яндекс. Музыки" в разделе саундтреков, а клип на песню «Курить бросаем вместе» за месяц собрал на YouTube больше миллиона просмотров. Я не собираю эту статистику очень подробно - это данные которые были «под рукой».
Теперь немного о музыке, которую мы ждем - любую авторскую, ограничений не много, поэтому проще будет перечислить их:
1. Нам нужны авторские произведения.
Мы очень любим кавер-версии, ремиксы, неожиданные переработки известных произведений, но всё это влечет за собой большой объем юридических согласований и (потенциально) финансовых затрат на лицензирование семплов или прав автора оригинального произведения, а по многим
позициям договориться просто невозможно. Относитесь внимательно к объектам, охраняемым законом о защите авторских прав, иногда даже произведения признанные народным достоянием могут охраняться на отдельных территориях - поэтому только «Своё».

2. Ссылки на Яндекс Музыку, YouTube, другие цифровые сервисы не удобны.
За 10 лет от нас не «утекло» ни одного трека, мы следим за этим, здесь не будет проблем, а вот со ссылками работать очень проблематично - иногда песню нужно показать режиссеру/продюсеру/сценаристу «прямо сейчас» и с видео-рядом, чтобы понять как музыка «работает» на сцену, иногда под музыку нужно подправить монтаж - поэтому нам нужен исходник. Хотя бы в mp3.

3. Не нужно присылать "рыбу рыбы" - любая демо-версия должна быть в максимально возможном качественном варианте, в противном случае ваша идея просто не произведет нужного впечатления и может остаться без внимания. Не стоит присылать отдельно музыку, для которой подразумевается какой-то текст, или отдельно слова для песни - на данный момент у нас нет отдельных специалистов по производству песен «на будущее». Если демо-версия кажется вам очень крутой и актуальной, и кажется что нужно прислать ее сейчас, не дожидаясь финального сведения, мастеринга - присылайте, но помните, что ни темп, ни форму, ни основные акценты в аранжировке поменять будет нельзя, залоченный под музыку монтаж сцены - это навсегда.

4. Не нужно присылать весь материал который у вас скопился за многие годы. Выберите самое яркое и привлекательное на ваш взгляд (3-5 композиций) - если это «туда» - не сомневайтесь, мы к вам вернемся за добавкой ).

5. Никаких ограничений по стилистике нет - бывает и шансон нужен, и дарк-металл, и матерные частушки, и хорошее исполнение «Лебедя» Сен-Санса на виолончели (или на тромбоне, например).

6. Отдельно хочу сказать про юридический аспект - стандартная практика подразумевает для синхронизации музыки с видео заключать простой лицензионный договор. Другими словами - все ваши права остаются за вами, компания-производитель просто получает от вас разрешение на использование конкретной песни в конкретном фильме. В будущем вы можете делать с этим произведением что угодно, в том числе продать его по такому же договору еще 5-10 разным производителям в разные проекты, или, например в рекламу «Coca-Сola», заработать на этом целое состояние и уехать жить в Лондон. Если вы передали права в управление какому-то лейблу (даже самому крупному) - просто сообщите нам об этом в письме, главное для нас - получить музыку и понятный канал для оперативной обратной связи. С большинством крупных организаций у нас выстроены долгосрочные партнерские отношения.

Если же у вас есть необходимость разобраться подробнее с авторскими и смежными правами, разработать себе (или своему артисту) подробную стратегию развития, или вам просто интересно как это работает - хочу посоветовать консультационное бюро insimple.ru (https://insimple.ru). Я сам периодически обращаюсь к ним за советом - знания у них систематизированы и адаптированы, даже неподготовленному человеку проще разобраться в основных принципах работы индустрии музыкального бизнеса.

Моя почта : ivankanaev@gmail.com, музыку можно присылать туда с пометкой в теме письма «для OST» , в письме должна содержаться контактная информация артиста (или его представителя). Всем успехов, вдохновения и здоровья богатырского!

Ещё материалы