InSimple Основы музыкального бизнеса

Как создателю музыкального трека доказать свои авторские и смежные права

15800392_10154992165897216_6730734575861134856_o

Автор материала:
Адвокат Александра Шульц
www.facebook.com/IPAdvisor
alexandra.shultz@mail.ru

*Опубликовано с разрешения автора статьи. Оригинальный текст сохранён без изменений.

Периодически авторы музыкальных треков сталкиваются с требованием представить доказательства авторских прав на свое же произведение. Что, естественно, ставит в абсолютный тупик, ведь известно, что авторские права принадлежат автору автоматически, в силу факта создания, и нигде не регистрируются.

Попробуем разобраться, как будет правильно обосновать свои права на музыкальный трек с точки зрения законодательства.

Для простоты изложения будем называть лицо, которому передается произведение и которое требует доказательств прав, «площадка». Возможно, данный материал поможет и площадкам упорядочить свою работу с правообладателями.

Оговоримся, что здесь мы не рассматриваем случай, когда исключительные права на произведение и на фонограмму приобретены от другого лица на основании договоров. В таком случае предоставляются копии договоров с правообладателями, в которых вполне допустимо скрыть коммерческую информацию (цена, размер роялти и т.д.). Здесь мы рассматриваем ситуацию, когда автор, который все сделал «от и до» должен доказывать права на то, что ему принадлежит в силу факта создания.

Итак, как бы ни был сформулирован запрос, для того чтобы обезопасить себя от требований возможных правообладателей, площадка должна как минимум проверить принадлежность следующих исключительных прав:

— авторское право на произведение;

— смежное право на фонограмму;

— смежное право на исполнение, зафиксированное на фонограмме.

 

Как указывалось выше и как многим известно, авторское право возникает в силу факта создания произведения и не требует регистрации или соблюдения иных формальностей. Кроме того, в гражданском праве существует презумпция, что пока не доказано обратное, автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения. Таким образом, для «доказательства» авторства достаточно того, что на передаваемом экземпляре произведения Вы указаны в качестве автора. Указанные правила распространяются и на случаи, когда физические носители с произведением не передаются, а передается файл – в имени файла следует указать автора. Аналогично, если ничего еще не передается, можно сослаться на запись в своем профайле на любом из сервисов. При этом нужно, чтобы из профайла однозначно следовало, что Вы являетесь автором: например, указание в описании профайла, что в нем размещены только материалы, автором которых являетесь Вы, указание на Ваше авторство в названии каждого трека. Проще всего обозначить авторство путем добавления общепринятого обозначения ©перед фамилией или творческим псевдонимом.

Далее, площадке необходимо убедиться, что нет проблем со смежными правами. Если при записи фонограммы Вы прибегали к услугам третьих лиц, то у Вас должны быть договоры, из которых следует, что права на фонограмму у Вас. Если таких договоров нет, то хорошо бы их подписать.

В отношении фонограммы действует та же презумпция, что и в отношении авторского права: пока не доказано обратное, обладателем прав на фонограмму признается лицо, указанное на экземпляре фонограммы. Проще всего обозначить свои права на фонограмму путем добавления общепринятого обозначения ℗ перед фамилией или творческим псевдонимом.

Если Вы писали трек с помощью секвенсора, то формально каких-либо документов, чтобы проследить возникновение прав на фонограмму у Вас нет. Здесь можно посоветовать сделать скриншоты, отражающие работу над треком и сохранение финальной версии, где фигурировал бы трек со своим финальным «официальным» названием, в названии – указание на Вас как на автора и обладателя прав на фонограмму.

Таким образом, название файла с треком должно выглядеть примерно так: «Трек 1. ©℗ А.А. Иванов». Если Вы используете псевдоним, то после знака охраны авторского права можно вместо фамилии указать псевдоним.

Ситуация с исполнением похожа на ситуацию с фонограммой: если привлекались исполнители — предъявляются договоры об отчуждении/передаче исключительных прав на исполнение, скриншоты, если работа велась в программе.

Все вышеуказанные документы и файлы можно сопроводить подписанным письмом примерно следующего содержания:

«На ваше требование предоставить доказательства прав на произведение <…> (далее — «Произведение») сообщаю следующее.

В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное. Согласно пункту 1 статьи 1300 ГК РФ информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Таким образом, указание меня в качестве автора Произведения на передаваемом вам экземпляре Произведения, в моем профайле на сервисе <…> в соответствии с ГК РФ является достаточным доказательством моего авторского права на Произведение.

Также обращаю ваше внимание, что согласно пункту 4 статьи 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Настоящим письмом я подтверждаю, что Произведение было создано моим творческим трудом и что я являюсь единственным автором Произведения.

В соответствии со статьей 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ. В соответствии со статьей 1310 ГК РФ в отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве), соответственно применяются положения статей 1300 и 1311 ГК РФ.

Таким образом, указание меня в качестве изготовителя фонограммы на передаваемом вам экземпляре записи Произведения, в моем профайле на сервисе <…> в соответствии с ГК РФ является достаточным доказательством того, что я являюсь изготовителем фонограммы.

Настоящим письмом я подтверждаю, что запись первых звуков Произведения была произведена мной самостоятельно, т.е. по моей инициативе и под мою ответственность, что подтверждается прилагаемыми скриншотами с открытой программой <…>, позволяющей осуществлять запись Произведения.

Также я подтверждаю, что для первой записи звуков исполнения Произведения третьи лица в качестве исполнителей не привлекались. Произведение было полностью создано на основе инструментария программы <…>, что подтверждается прилагаемыми скриншотами с открытой программой <…>.

Также я подтверждаю, что не заключал договоры в отношении исключительных прав на Произведение и его фонограмму, которые препятствовали бы передаче вашей организации Произведения и его фонограммы и их использованию в соответствии с заключаемым нами договором.

С уважением,

Иванов А.А.»

Еще одна важная деталь: если площадка не является интернет сервисом, а является теле- или радио- компанией, т.е. будет осуществлять публичное исполнение фонограммы в эфир или по кабелю, для нее будет важно, была ли фонограмма опубликована для коммерческих целей. Если фонограмма была опубликована, то с каждого исполнения фонограммы площадка должна будет делать отчисления ВОИС. В случае если фонограмма не была опубликована в коммерческих целях, целесообразно дополнить письмо следующим: «Для целей применения пункта 1 статьи 1326 ГК РФ подтверждаю, что фонограмма не была опубликована в коммерческих целях» .

Вот и все. Вышеуказанное представляет собой исчерпывающий предоставляемый Гражданским кодексом РФ материал для доказательств своих авторских и смежных прав при самостоятельном создании трека.

Автор материала13412891_1724031714514814_6863120943595940901_n
Адвокат Александра Шульц
www.facebook.com/IPAdvisor
alexandra.shultz@mail.ru

*Опубликовано с разрешения автора статьи. Оригинальный текст сохранён без изменений.

Comments are closed.

v