InSimple Музыкальный бизнес. Музыкальный менеджмент.

Солист легендарной группы Стаса Намина «Цветы» о курсах InSimple, о том как рождается музыка и зачем нужна щедрость в творчестве.

16864835_1244518442252200_2086565487871109856_n

Фото : Сергей Милюков

В канун Нового года команде InSimple удалось пообщаться с солистом легендарной группы Цветы и участником наших курсов — Олегом Предтеченским. 

Олег рассказал о своем сольном проекте, о том, как важно понимать роль каждого игрока на музыкальном рынке, для кого, как и почему создается музыка …

Мы со своей стороны поделились свежей статистикой о цифровых продажах музыки, рассказали о том, как streaming побеждает скачивания на ITunes и чем приход Spotify в Россию в 2018 году будет полезен как для музыкантов, так и для слушателей.

 

Алексей Николаев: Как продвигается твой сольный проект?

Олег Предтеченский: Мой сольный проект — удивительный…! Это скорее переиздание песен, которые ты достаешь с пыльных полок или старых сундуков.  Я вдруг обнаружил, что эти песни не только шедевральны (допустим, субъективно), но они еще и актуальны в наше непростое время… Мне хочется, чтобы эти песни не пропали просто так, чтобы они всегда присутствовали в огромном музыкальном мире..  Я не зацикливаюсь на сроках, на финансовой выгоде, я это делаю потому, что у меня  есть внутренняя потребность в этом. Необходимо было понять, когда я уже начал, что с этим всем сделать, куда идти дальше  ? Два года назад я пошел на твои курсы, которые выстроили систему в голове как все должно быть. Я понял, что одному это делать не то чтобы нереально, просто даже не надо пытаться. Когда это делает один человек он превращается, к сожалению, в некоего раба. Он хочет и писать, и записывать, и петь, и маркетингом заниматься, и делать видео, и на студии работать, заниматься поисками денег, инвесторов. Нужно было создать команду, но было не понятно в каком составе, но после курса все стало понятно и очень четко, у кого какие задачи, кто чем должен заниматься, это важно, чтобы каждый занимался своим делом.

Та система разделения труда, которую преподают на экономике в учебных заведениях, она не зря была придумана и очень четко работает и здесь тоже. Главное, чтобы организация и экономика были на втором месте, потому что в музыкальном бизнесе первична музыка, искусство.  Если будет переть творчество, если все будет кипеть внутри, то эти все люди придут. Особенно стало понятно после курса, что есть люди готовые заниматься менеджментом артиста, маркетингом, продюсированием и они идут этому учиться. Но к чему они должны прийти? Они должны понять — вот этот продукт даст какую-то отдачу, принесет деньги. На этом и должен строиться бизнес.

Через какое-то время, узнав о моей работе, со мной связался  Дима Зайцев, который руководит и является основателем MARS Records — Label: «Я вижу что ты размещаешь музыку на Soundcloud, предлагаю заняться публикацией твоей музыки» т.е. фактически publishing, но в виде лейбла. Вот и все. В тот момент хотелось крикнуть на вселенную «Сколько лет я тебя искал, и наконец-то ты пришел!». Раньше я хотел сам всем этим заниматься, но сейчас я понимаю, что это нереально.


«Мне кажется, надо быть щедрым на искусство…»


Хочу еще сказать кое-что молодым… я смотрю как некоторые боятся, чтобы ни дай Бог кто-то не своровал бы мою музыку, чтобы кто-то лишний ее  не услышал. Наоборот, надо отдавать ВСЁ! Как это было у Земфиры. Говорят, когда Земфира только появилась и все сказали : О! Она интересная! Давайте мы ее сюда пригласим, давайте еще туда. Она стала давать интервью, она настолько была уверена в своих силах, в своем таланте, не шла на компромисы, отстаивала свою точку зрения… В те времена все это выглядело достаточно вызывающе.  Наверняка и маркетингом тогда никто не занимался особо.. Но в итоге, материал оказался настолько достойным, что он вышел на очень высокий уровень. Сейчас буквально за 15 минут продаются билеты в интернете на ее концерт. Вот до какой степени доходит менеджмент.

И охватить все это!!.. я понимаю, что когда человеку 20 с небольшим, он уже считает себя стариком, ему хочется быстрее зарабатывать своей музыкой, но это скорее исключение, чем правило. Мне кажется, надо быть щедрым на искусство, на свои креативные моменты, а потом если окажется, что кто-то что-то своровал у тебя (это уже вообще-то повод гордиться), то применяешь все силы, юристов, менеджера, чтобы разобраться и все поставить на свои места. Если это вообще кому- то будет интересно.

Мне кажется, сейчас так сложно заинтересовать… вообще это самая основная задача. Материала музыкального огромное количество вокруг, люди стараются заинтересовать и провести маркетинг внутри каких-то эпатажных проектов, а не своим творчеством. Создается впечатление, что молодежь немного перегибает в сторону менеджмента, забывая об искусстве.


«Самая плохая ступень- работа на заказчика.»


АН: Мы сейчас проводим наши курсы и в Санкт-Петербурге, и я обратил внимание, (несмотря на то, что я москвич до мозга костей), что когда в Петербурге музыканты пишут музыку, они видят перед собой аудиторию. В то время как музыканты, находящиеся в Москве, видят перед собой не аудиторию, а среднее звено – заказчика. И это сильно меняет картинку, т.е. музыка создается не для человека, а для заказчика, который, возможно, донесет ее до слушателя, поставит на радио, в общем для того, чтобы ее где- то показали, и не думают в этот момент, что я сочиняю, пишу, исполняю, делаю это в первую очередь для того чтобы увидеть в глазах людей какой-то отклик, а не для того, чтобы ее купили, я имею ввиду бренд или рекламу…

ОП: Ты занимаешься музыкой в более широком смысле, для тебя кроме артистов, есть другие структуры, которые занимаются, например,- брендированием, рекламой.. Я от этого очень далек, но скажу, что сейчас ты определил еще одну ступень.

Самая плохая ступень – работа на заказчика. Вторая ступень- работа на зрителя, это здОрово, но тоже не главное.. И третья ступень – работа для себя. Ведь автор, допустим тот же художник, его цель и главная задача это написать что-то, что его на самом деле волнует. Когда ты не можешь спать, пока тебя поливает эта мысль и пока ты это не выплеснешь на полотно… как художник, как музыкант, как поэт. Все великие произведения так и создавались, а уже потом возникал ажиотаж ( или не возникал…). Мне кажется, это высшая степень, когда не в угоду кому-то, чтобы понравилось, а ради того, чтобы все это успокоилось. Ты сам себя должен удовлетворить, чтобы все уравновесить. А если это еще и кому-то понравится, это класс!


 «Мало того, что музыканту, певцу, артисту надо разобраться в своих предпочтениях музыкальных, ему нужно все это дело четко знать с точки зрения экономики.»


С точки зрения артиста, ситуация немного другая. Ведь артист учится в течение всей жизни и он находит всякие «фишечки» даже не очень качественный материал он может преподносить фантастически, то же шоу, артистизм- это отдельный вид искусства. Композиторы создают, а артист, певец, исполнитель всё это дело выдает. Вот в этом море музыкальных направлений как во всем этом молодому человеку разобраться.. причем все должно быть систематизировано.

В институте, вне зависимости от направления обучения, обязательно есть предмет экономика. Я думаю ты занимаешься как раз именно экономическим направлением музыкальной специализации. Мало того, что музыканту, певцу, артисту надо разобраться в своих предпочтениях музыкальных, ему нужно все это дело четко знать с точки зрения экономики. Я думаю, что артист не имеет права этим заниматься, потому что это неправильно..

Был момент когда я занимался администрированием, мне звонит заказчик и я начинаю с ним торговаться насчет денег… это настолько некрасиво!!!. Потом прихожу, получаю эти деньги, выхожу на сцену… так не должно быть! Никто не должен знать как я еду: на поезде, самолете, машине.. где я живу, в какой гостинице.. все должно быть за пределами сцены. Вот артист, вот музыка, вот свет, вот цветы, все остальное не должно никого касаться.


«…мне не важно сколько это будет приносить денег, мне важно, чтобы этот материал жил.»


Конечно, после того как я прошел твои лекции, для меня некоторые моменты стали совершенно неожиданными, с точки зрения менеджера. Есть какая –то команда, которая является брендом и есть человек который создал этот бренд, но менеджер- это совсем другая единица. Меня поразило то, что создатель бренда или сам бренд должен подчиняться менеджеру и они совместно разрабатывают стратегию.

Мы сталкиваемся с этим постоянно, я имею в виду конфликт между брендом и администрированием. Если кого-то что-то не устраивает, надо организовать собрание, менять стратегию, договоренности и согласно этому двигаться дальше.

У нас зачастую нет времени и крючков, за которые можно зацепиться, чтобы это все четко систематизировать, а твои курсы как раз все четко и понятно структурируют. Маркетинг, букинг, менеджмент, наём артистов, агенты. И когда весь этот опыт пожизненный складываешь по полочкам, начинаешь все понимать. Говоря о MARS Records — Label, который предложил публиковать мой материал, мне не важно сколько это будет приносить денег, мне важно, чтобы этот материал жил. Эти песни я достаю с пыльных полок, которым уже лет по 30-35, они бы просто умерли. Я их разместил в Soundcloud, они там и живут, уже по 5000 и более прослушиваний. И все равно,  Дима мне говорит, что это то же самое, что выкинуть черновики на улицу… и это не нормально, музыка должна быть на своих местах, публика и любители должны иметь возможность купить твою музыку…ITunes, Apple Music, Spotify…

АН: Кстати, Spotify открывается в России в 2018 году, и это очень важно, так как там очень классно работает система плейлистов. В Apple Music все в основном по поиску ищут и рекомендации слушают, а Spotify –  это заменитель многих радиостанций. Если бы, например, там существовал плейлист Михаила Козырева, у него подписчиков много и все будут слушать его плейлист.  Сейчас это происходит во Вконтакте, но там очень много разрозненного. А в Spotify как раз поиск идет по плейлистам и поскольку музыкальной журналистики у нас нет в нормальном виде, а радиостанции в весьма ограниченном количестве и к ним много вопросов по репертуару, то здесь как раз рядовому пользователю предлагаются рекомендации, в которых предлагается «настроение дня» или ты понимаешь, что этот человек для меня авторитет вкуса, он много знает, я через него узнаю все время что-то новое и получу ту музыку, которую сам не найду. Ты на него подписываешься и у него там свои плейлисты, они даже обновляемые, и когда треки даже попадают в этот плейлист он сразу же получает какую-то хорошую публичность. В общем, Spotify принесет много всего хорошего в новом году.

И еще один позитивный момент.. я был на встрече Believe Digital (французский и практически самый большой агрегатор в мире), где они дали довольно интересную аналитику. Во-первых, streaming очень активно растет и стабилизирует тот доход, который музыкальная индустрия потеряла. Интересно, что скачивания ITunes, на сегодняшний день, в России составляют всего 20% дохода, в то время как 80% – это streaming. Раньше было совсем не так. На Западе тенденция еще более резкая, там 15% составляют скачивания ITunes и год за годом будет меньше, поэтому они (ITunes) и уйдут. Т.е. доход с цифровых продаж растет именно за счет стрима, очень сильно удваиваясь за год.

Второй интересный момент, что если смотреть жанровую палитру на сегодняшний день в России, то жанр поп не составляет больше 30%. Это заблуждение, что у нас слушают только поп музыку. Здесь, конечно, вмешался очень сильно нынешний, сиюминутный русский реп, но он тоже занял всего 30%. Т.е. все остальное все еще существует… шансон физиологически уходит, потому лишь, что люди стареют, они менее активны, меньше слушают и меньше потребляют его и тем более не покупают. Шансон заменил русский реп, тексты те же самые, просто ритм другой.

ОП: С точки зрения заработка артистов, шансон считается одним из самых прибыльных, по сравнению с другими жанрами совсем небольшие накладные расходы, зачастую под фонограмму «минус один».

АН: Еще очень интересно, что музыка российских правообладателей, не только на русском, это может быть и англоязычная музыка, инструментальная, классика, джаз, техно, да любая, у нее приблизительно такое соотношение : порядка 56% ее потребляют в России, а вот все остальное — зарубежье. Из них где-то порядка 15% это США и еще 15% — Германия. Поэтому, это заблуждение, что наша музыка нужна только здесь.

ОП: Я бы не обольщался… В странах, которые ты назвал, много наших бывших соотечественников, да и тех, кто просто там живет, — русскоговорящих. Конечно, они составляют бОльшую часть потребителей российской музыки … А что касается адаптации наших текстов на английский язык, то это очень сложная задача!! Например, музыкант мирового уровня, — басист и певец Марко Мендоза очень сильно помог нам в этом плане.. Как раз после твоих курсов мы с ним где-то месяц переводили на поэтический английский язык тексты группы Цветы. Нас было двое, иногда трое, мы сидели и объясняли в чем смысл и подводные течения русского текста, потом переосмысливали и он мелодически уже  сочинял фразу на английском языке и таким образом, мы за месяц перепахали 20 песен. Когда мы вот так душевно общались целый месяц, мы стали близкими друзьями, это же не просто привет-как дела, это были глубокие философские беседы… Я это все к тому, что вот этот чисто музыкантский отклик, он подтверждается именно такими людьми. Когда прошибает так, что мурашки от творчества, когда слезы наворачиваются и тут бах, фраза пришла, записывай скорей! Вот это и есть творчество.


Для записи на консультацию Алексея Николаева consulting@insimple.ru

По вопросам о курсах, мастер-классах school@insimple.ru

Видео-курс «Основы музыкального бизнеса» из 38 подробных лекций доступен к продаже по ссылке .  

Добавить комментарий

v